Конференции, семинары, выставки Современной гуманитарной академии
CONF.MUH.RU
Главная > АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ > 2003 > 22.05.2003г. ИТТО-2003
22.05.2003г. ИТТО-2003 Печать

Информационно-телекоммуникационные технологии
в образовании – 2003

Международная конференция

20-21 мая 2003 года


г. Москва, Президент-отель,
ул. Б. Якиманка, д. 24

Тематика конференции

В рамках Международной конференции “Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании-2003” предлагается обсуждение проблем и путей повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения, расширения возможностей получения образования различными слоями населения за счет использования в образовании информационных и телекоммуникационных технологий.

На конференции состоится торжественная церемония вручения общественной награды России Золотого Почетного знака “Общественное признание” и Почетных Дипломов в номинациях “Наука и образование”, “Государство и общество”, “СМИ и информационных технологий” лучшим ректорам ВУЗов и работникам образования, специалистам по информационным технологиям, видным государственным, научным и общественным деятелям в области образования, представителям зарубежных и российских электронных и печатных СМИ, книжных издательств и научно – исследовательских центров.

Место и время проведения

Конференция проводится 20-21 мая 2003 года по адресу: г. Москва, ул. Б. Якиманка, д. 24, Президент-отель.

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ ИТТО 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Резолюция Международной конференции “Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании – 2003” (ИТТО–2003) 6

Пленарное заседание 12

Абу Лама

Практика использования телекоммуникационных средств обучения студентов-буддистов по программе обучения светского и духовного образования 13

Бакиев М.И.

Особенности внедрения методов дистанционного обучения в Таджикистане 15

Гребнев Л.С.

Диверсификация образовательных программ высшего профессионального образования 20

Карпенко М.П.

Основные черты образования ХХI века 21

Марков С.А.

Экономические и социально-политические проблемы образования 25

Миронов О.А.

Дистанционные образовательные технологии как средство реализации важнейших прав человека на образование и на получение информации 27

Мулдахметов З.М., Едрисов А.Т.

Об опыте Казахстанско-российского университета по внедрению в Казахстане технологии дистанционного обучения 29

Смолин О.Н.

Закон о дистанционных образовательных технологиях: перспективы и новые проблемы 35

Черемисина Е.Н., Добрынин В.Н.

Стратегия системы дистанционного образования в условиях устойчивого развития общества XXI века 42

Шадриков В.Д.

Сравнительный анализ традиционной и информационно-телекоммуникационной форм образования 45

Шапиро В.Д.

Опыт дистанционного обучения в нефтегазовой отрасли 50

Шудегов В.Е.

Законодательное обеспечение использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании 51

Секция 1. Проблемы и перспективы использования дистанционных технологий для обучения различных групп населения (жителей городов, сельских районов, лиц с ограниченными возможностями, переквалификация безработных и военнослужащих, уволенных в запас, лиц, работающих в экстремальных условиях, находящихся в местах лишения свободы и т.п.) 56

Ахмедов Н.Б.

Перспективное направление развития дистанционного образования в Азербайджанской республике 57

Берестова Л.И.

Центр образовательных технологий и консалтинга Российской Академии государственной служба при президенте РФ 59

Введенский В.Н.

Уровень информатизации системы повышения квалификации педагогов как степень качества системы образования 62

Гайдамакина И.В., Дьяченко С.А., Панчева Л.А., Руденская Т.Е.

Проблемы создания электронного учебника 66

Гоголь А.А., Сотников А.Д.

Формирование инфокоммуникационной среды для социально ориентированных отраслей образования и здравоохранения 69

Дмитрук А.П.

ВУЗ - как системообразующий элемент информационной и учебной инфраструктуры города с населением в 100000 человек 71

Зубков В.Г., Авраамов Ю.С., Шляпин А.Д.

Консорциум Российских государственных образовательных учреждений – практическая реализация дистанционных технологий обучения 74

Зубков В.Г., Мерзляков А.В., Мостовщиков М.В.

Информационно-образовательная среда высшего учебного заведения, использующего дистанционные технологии в образовании 78

Ковач М.

Влияние глобальных тенденций на высшее образование 81

Крутий И.А.

Мониторинг социально-типических характеристик потребителей образовательных услуг 84

Мозговой М.В., Рашев И.А.

Программное обеспечение “FirstClass” как коммуникативная платформа дистанционного обучения 88

Нургалеева Л.В.

Современный преподаватель как имиджмейкер 90

Речнов А.В.

Использование автоматизированной математической системы MathCAD в экономических вузах 94

Семенова Т.Ю.

Динамика формирования готовности выпускника к профессиональной деятельности в современном гуманитарном вузе: социологический аспект 97

Семибратов А.М., Горбунова Л. Н.

К дифференциации образовательных программ в области информационно коммуникационных технологий 101

Титаренко В.А.

Уровень информатизации субъекта федерации как фактор социально-политического развития 104

Уго Лоарте

Проект “Уаскаран” информационная и коммуникационная технология, применяемая в образовании 108

Фудим М.Б.

Автотроника (АТ-2000) Новый подход к подготовке специалистов автомобильного дела 112

Черепанов В.Д.

Применение информационно-телекоммуникационных технологий для обучения людей, лишенных возможности физически присутствовать в вузе по объективным причинам 114

Шляго Ю.И., Евстишенков В.С., Шляго П.Ю.

Базовый учебный кейс-комплект для подготовки пилотов-операторов мобильных лабораторий на базе дельталетов для мониторинга проблемных зон 118

 

Секция 2. Проблемы и перспективы использования информационно-телекоммуникационных технологий в общеобразовательной школе, начальных средних и высших профессиональных учебных заведениях 122

Абросимов А.Г., Трахтенберг Б.Ф., Щеколдин В.А.

Ренессанс проблемного обучения на магистралях третьего тысячелетия 123

Бакланов С.Б., Новиков С.Г., Юстус И.В., Русанова А.Е., Павлов Д.Н.

Разработка модели учебно-методического комплекса нового поколения 126

Брагин В.Е., Мамонтов Д.И., Касьянов О.А., Соболева Н.Н., Гомулина Н.Н.

Электронное издание “Физика 7-11 классы”, структура и основные особенности 130

Бугай А.И.

Модифицированный метод анализа выбросов загрузки каналов научно - образовательных сетей 133

Буцик В.А.

Как информатика может оказать влияние на содержание и методику обучения математике 136

Вяткина Е.В.

Проблемы разработки слайд-лекций в СГУ 139

Карпенко О.М., Дедик П. Е., Денисович Л. И.

Использование концептуально-лингвистических моделей при разработке дистанционных технологий обучения 142

Дудина И.П., Лаптева С.В.

Проектирование образовательного Web-сервера 145

Евтюхин Н.В., Бондарева Т.В., Дубинина Т.В.

Пакет интерактивных обучающих компьютерных программ по школьным дисциплинам для старшеклассников 148

Zaltsman R.

Транснациональное дистанционное образование: кооперация и/или конкуренция? (Transnational distance education: cooperation and/or competition?) 149

Ильченко О.А., Титарев Д.Л.

Разработка адаптивных семантических технологий сетевого обучения. Стандарты технологических образовательных систем 153

Исаев Г.Н.

Методология оценки качества функционирования информационных систем в сфере образования 157

Капустин Г.П.

Неограниченные возможности информационных и телекоммуникационных технологий СГА в организации деятельности удаленных учебных центров 161

Карпов В.И.,Траубенберг С.Е.

Дистанционные технологии в традиционных формах обучения 163

Кочановский Л.Н., Томашевич С.В., Сотников А.Д.

Современные образовательные технологии – новый класс потребителей инфокоммуникационных услуг отрасли “связь” 164

Крайнова О.А.

Компьютерная графика при обучении студентов инженерных специальностей 166

Кудрявцев В.Л.

Пути решения задачи информатизации образования в НОУ СОШ “Познание” 169

Кузьмин И.И.,Степанов С.С., Дубинина Е.И.

К вопросу о внедрении дистанционных технологий обучения в образовательный процесс МНЭПУ 172

Курбаков К.И.

Проблемы двухпрофильной подготовки специалистов-информатиков 174

Кургалин С.Д., Запрягаев С.А., Толстобров А.П.

Перспективы использования информационно-телекоммуникационных технологий в учебном процессе Воронежского госуниверситета 177

Любушкина Е.С.

О возможных формах организации изучения иностранного языка в ВУЗе с помощью компьютерного курса 180

Майорова Е.Б.

Проблемы внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс средней общеобразовательной школы на Ямале 184

Михеева О.П.

Проблемы обучения объектно-ориентированным языкам программирования студентов вузов 187

Недогреева Н.Г.

Подготовка студентов педагогических специальностей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности 190

Осмоловский В.В.

Коллективные тренинги в СГУ 194

Панфилова О.В.

Проблемы разработки дидактических материалов по изучению геоинформационных цистем 197

Пэй Юйфан

Современное дистанционное обучение в Китае 198

Сарсенбаев М.М., Молдахметов К.М.

Состояние и задачи дистанционного обучения в Казахстане (на примере Казахстанско–Российского университета) 200

Семенова Т.Ю.

Динамика формирования готовности выпускника к профессиональной деятельности в современном гуманитарном вузе: социологический аспект 203

Смирнова И.Э., Чаплыгин А.А.,Чмыхова Е.В.

К вопросу об использовании технологии дистанционного обучения в общеобразовательной школе 206

Смолянинова О.Г., Проворов А.С.

Информационные и телекоммуни-кационные технологии в университетском образовании в контексте реализации компетентностного подхода 208

Соколова Ю.М.

Программное обеспечение индивидуального планирования 213

Супрун А.Н.

Некоторые концепции проектирования интернет-средств обучения для образовательного направления 214

Сыроватко М.М.

Особенности организации дистанционного обучения в республике Беларусь 218

Трифонов Н.И.

Телекоммуникационная среда мобильных информационных устройств 221

Покусаев М.Н. Турпищева М.С.

Проблемы контроля качества знаний в системе высшего профессионального образования 225

Поддубная Г.Ю., Туякбасарова Н.А.

Опыт применения новых информационных технологий для совершенствования учебного процесса в Курском институте менеджмента, экономики и бизнеса 226

Филатова Н.В.

Электронная библиотека как элемент среды электронного образования. 230

Фокина В.Н., Слива А.В.

Обеспечение качества подготовки студентов при дистанционной технологии обучения 234

Цыбин К.А.

Комплекс мероприятий по внедрению системы дистанционного обучения 235

Шляго Ю.И., Мальцева Н.В., Чистякова Т.К., Власов Е.А.

Информационно-образовательные ресурсы на основе интеллектуальных систем для обучения студентов ВУЗов по химическим специальностям 238

Шмугуров В.А.

Формирование образовательного пространства республики Молдова: проблемы и перспективы 241

Шуметов В.Г., Уварова В.И., Свалов А.А.

Роль математических методов и информационных технологий в профессиональной подготовке студентов-социологов 242

Шуметов В.Г., Филонов А.Г., Дьяченко С.А.

Интенсификация обучения математическим дисциплинам в системе подготовки управленческих кадров с помощью информационных технологий 246

 

Секция 3. Достижения и разработки в области программного обеспечения и технического оснащения образовательного процесса 250

Биляк В.С., Леонов А.Г

. Возможности преподавания информатики с использованием системы Java-КуМир 251

Бобкина С.М., Жумадильдин Б.А., Сатов Ф.Т.

Создание мультимедийных обучающих программ для системы среднего образования Республики Казахстан 253

Бондарева Т.В.,

Евтюхин Н.В. Разработка и внедрение компьютерных курсов ДПО по информационным технологиям в Современной гуманитарной академии 256

Веревкин В.В.

Социальные аспекты внедрения ИКТ в образование 259

Воробьева Н.П.

Выбор инструментальных средств моделирования 262

Грейсух Г.И., Ежов Е.Г., Степанов С.А.

Концепция и реализация лабораторного практикума, сочетающего натурный физический эксперимент и компьютерное моделирование 266

Григоровская И.В., Евтюхин Н.В., Захарова Л.Д.

Языковой компьютерный тренинг в Современной гуманитарной академии 269

Димова А.П., Чернышова Р.П.

Физическая культура в виртуально-тренинговой технологии обучения Современной гуманитарной академии 271

Евдокимов А.А., Седых С.П., Веревкин В.В.

Информационная модель документооборота в системе дополнительного профессионального образования 272

Егоров А.Ф., Савицкая Т.В., Бельков В.П., Шергольд И.Б., Дударов С.П., Горанский А.В.

Разработка информационно-образовательных ресурсов для дистанционного обучения с использованием интернет-технологий 275

Жиров В.Ф.

Технологии дистанционного обучения в Финансовой академии при правительстве Москвы 278

Игнатова И. Г.

Поддержка сетевой технологии обучения на основе системы ОРОКС 282

Канаев В.И., Московцев И.А. Применение международного стандарта ариадна при обучении в горных и труднодосупных населенных пунктах 284

Капустин Ю.И.

Инструментальные средства разработки электронных учебных пособий 289

Колпаков А.В., Колпакова А.В., Гончарова Г.А., А.В. Колпакова.

Методологические особенности составления тестов 292

Лазарев С.В.

Продуктивность обучения в рамках типового учебного модуля информационно-телекоммуникационной технологии модульного обучения 294

Мальцев И.М., Першин В.А., Лыткина С.С.

Программное обеспечение аттестации учебных заведений: состояние, перспективы 297

Матчин В.Т.

О проектировании и внедрении информационных систем дидактического назначения 300

Преждо Л.Н.

“Моделирование учебного процесса на базе дистанционных технологий” 303

Рогозин К.И.

К вопросу о создании компьютерных тренажеров по физике для развития научного эвристического мышления 306

Суранов А.Я., Рогозин К.И.

Использование среды LabVIEW для реализации учебных физических экспериментов на основе штатных портов персонального компьютера 309

Савельев Д.А.

Системный анализ производительности информационных систем и сетей в образовании 312

Седов А.Н.

Информационные ресурсы учебной дисциплины в единой образовательной среде университета 315

Скобелкин А.Н.

Мультимедийность в дистанционном образовании 319

Сулеев Д.К., Казиев Г.З., Рахимбергенов С.Р.

Организация дистанционного обучения инженерно-технических работников приоритетных отраслей экономики республики Казахстан 322

Трифанков Ю.Т., Татаринцева Т.И., Елисеева Е.В.

Внедрение метода проектов в образовательные учреждения 324

Шевелькова В.Г.

Особенности структурной организации учебно-методического материала для сетевого курса по программированию 327

Ширшов Е.В.

Информационно-педагогические технологии в образовательной системе вуза на основе нейросетевых решений 329

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Секции конференции

  1. Проблемы и перспективы использования дистанционных технологий для обучения различных групп населения (жителей городов, сельских районов, лиц с ограниченными возможностями, переквалификация безработных и военнослужащих, уволенных в запас, лиц, работающих в экстремальных условиях, лиц, находящихся в местах лишения свободы и т.п.)
  2. Проблемы и перспективы использования информационно-телекоммуникационных технологий в общеобразовательной школе, начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях.
  3. Достижения и разработки в области программного обеспечения и технического оснащения образовательного процесса.

 

График работы конференции

20 мая (“Президент-отель”, Москва, ул. Б. Якиманка, д. 24)

10.00-11.00

Регистрация участников конференции

11.00-12.30

Пленарное заседание

12.30-13.00

Кофе-брейк

13.00-14.00

Торжественная церемония вручения наград

14.00-15.00

Фуршет

15.00-17.00

Работа секций

 

21 мая (“Президент-отель”, Москва, ул. Б. Якиманка, д. 24)

10.00-12.00 Работа секций
12.00-12.30 Кофе-брейк
12.30-13.30 Заключительная часть конференции

ИТОГИ ИТТО 2003

Будущее образования за информационными и телекоммуникационными технологиями

20-21 мая 2003 г. в г. Москве в “Президент-Отеле” прошла Международная научно-практическая конференция “Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании-2003” (ИТТО-2003). Ее организаторами выступили Министерство образования Российской Федерации, Комитет по образованию, науке, культуре, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Независимая организация “Гражданское общество”, Национальный фонд “Общественное признание”, Международная академия информатизации и Современный гуманитарный университет (академия).

Работа конференции началась с пленарного заседания, которое проводилось в Круглом зале “Президент-Отеля”. Перед входом в зал была развернута выставка-презентация программного обеспечения и образовательных технологий. Экспонаты фирмы “Degem Systems Ltd” (Израиль), Московского государственного института электронной техники, Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, фирм: “Физикон”, “Юна”, “Юзерлайн”, Научно-исследовательского центра автоматических систем конструирования и Современной гуманитарной академии продемонстрировали достижения и разработки в области программного обеспечения и технического оснащения образовательного процесса средствами информатизации и телекоммуникации.

Пройдя регистрацию, гости и участники конференции “ИТТО-2003” приступили к обсуждению вопросов проблем и путей повышения эффективности и качества обучения, расширения возможностей получения образования различными слоями населения за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий и их роли в обеспечении информационной открытости гражданского общества.

На конференции присутствовали представители органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, представители высших, средних и специальных учебных заведений, в том числе: первый заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации Л.К. Слиска, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.Е. Шудегов, президент Российской академии естественных наук О.Л. Кузнецов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке О.Н.Смолин, заместители Министра образования Российской Федерации Л.С. Гребнев и Ю.В.Шленов, председатель Комитета образования Правительства Москвы Л.П. Кезина, президент Международной академии информатизации А.Г. Харитон, ректор Московского государственного университета В.А. Садовничий, ректор Государственного университета высшей школы экономики Я.И. Кузьминов, ректор Современной гуманитарной академии М.П. Карпенко, председатель правления национального Гражданского совета по внешней политике С.А. Марков, вице-президент научно-производственной корпорации “Интеллектуальные системы” В.Д. Шапиро, президент фонда “Международной спортивной академии Владислава Третьяка” В.А. Третьяк.

Участники и гости из СНГ: Казахстана, Таджикистана, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана и стран дальнего зарубежья: Мексики, Великобритании, Перу, Венгрии, США, Боснии и Герцоговины, Израиля, Вьетнама, Китая также приняли участие в конференции.

На “ИТТО-2003” были зарегистрированы представители более чем 35 высших учебных заведений Российской Федерации и стран СНГ, в том числе Московского энергетического института, Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, Московского института электронной техники, Московского государственного университета, Московского высшего технического университета имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций, Астраханского государственного университета, Института информатики российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Красноярского государственного университета, Азербайджанского технического университета, Казахстанско-Российского университета, Буддийского университета.

Открыл конференцию президент отделения “Образовательные технологии” Международной академии информатизации В.Д. Шадриков. Поблагодарив организаторов конференции и подчеркнув, что конференция “ИТТО-2003” становится ежегодной, он отметил, что “прошедший год был не пустым для развития системы информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, поскольку законодательными органами был принят закон, связанный с развитием дистанционных форм обучения, сделаны значительные подвижки и в ряде других вопросов, что существенно раздвинуло законодательные рамки развития дистанционного образования”.

О роли законодательного аспекта в дальнейшем развитии информационных и телекоммуникационных технологий говорили в своих выступлениях на пленарном заседании заместитель председателя Комитета по науке и образованию Государственной Думы Российской Федерации О.Н. Смолин и председатель Комитета по образованию, науке, культуре, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Е. Шудегов. Последний заметил, что “несмотря на экономические трудности в стране, демографический спад, система образования в ближайшие годы должна получить интенсивный импульс в своем развитии и особую роль здесь должна сыграть грамотная государственная политика по эффективному использованию возможностей информационных и телекоммуникационных технологий”. Он подчеркнул, что можно “говорить о революционном влиянии этих технологий на образовательный процесс. И чем раньше это будет осознано, чем раньше мы научимся рационально использовать широкие возможности информатизации, тем больше шансов возродить былую славу отечественного образования. Первый шаг в законодательном развитии сделан – 10 января 2003 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, который разрабатывался в Комитете. Этот Закон знаковый, ибо впервые образовательным законодательством легитимируются дистанционные образовательные технологии”.

На пленарном заседании выступили с докладами Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронов, ректор Современной гуманитарной академии М.П. Карпенко, Председатель правления независимой организации “Гражданское общество” и национального фонда “Общественное признание” С.А. Абакумов, академик Российской академии естественных наук Е.Н. Черемисина, ректор Буддийского университета Абу Лама В.Л.Чимитдоржиев. Все они в своих выступлениях говорили о проблемах развития информационных и телекоммуникационных технологий в современном образовании, одновременно отмечая, что средства телекоммуникаций предоставляют повсеместный доступ к информации и культурным достижениям цивилизации, возможности импорта образования и объединения мирового интеллектуального, творческого и научно-педагогического потенциалов.

Ректор Буддийского университета, в частности, сказал: “Современная динамичная система образования (имеется в виду дистанционная система образования, разработанная Современной гуманитарной академией и реализуемая в Буддийском университете) предусматривает использование самых различных инновационных обучающих технологий, основанных на формировании образовательного пространства с помощью систем телевидения и спутниковых каналов передач. “Мы получаем возможность,- отметил В.Л.Чимитдоржиев,- реализовать с помощью этих технологий свой интеллектуальный потенциал и высокую технологичность дистанционных форм обучения”. Свое выступление он закончил фразой: “ Слова гуманизм и буддизм не только созвучны, но и близки по духу и смыслу”.

В перерыве между двумя частями пленарного заседания гостям и участникам конференции была предоставлена возможность обменяться за чашкой кофе мнениями о поднятых вопросах, ознакомиться с экспонатами выставки-презентации и завязать новые знакомства для дальнейшего сотрудничества.

В продолжении пленарного заседания прозвучали доклады сопредседателя независимой организации “Гражданское общество”, политолога С.А. Маркова, вице-президент научно-производственной корпорации “Интеллектуальные системы” В.Д. Шапиро, заместитель Министра образования Российской Федерации Л.С. Гребнева, проректора Казахско-Российского университета А.К. Идрисова, советника Министра образования республики Таджикистан по дистанционным технологиям обучения М.И. Бакиева.

В их выступлениях говорилось о развитии образования с использованием новейших технологий в странах СНГ, а также о распространении высоких технологий обучения для разрешения целого комплекса социально-экономических проблем: искоренения безработицы, обеспечения свободы доступа к образованию.

Во время пленарного заседания был осуществлены телемосты “Москва-Владивосток” и “Москва-Красноярск” с использованием телекоммуникационной сети Современной гуманитарной академии. Он продемонстрировал участникам конференции практические возможности использования телекоммуникаций в дистанционном образовании.

Завершением пленарного заседания конференции стала торжественная церемония вручения высшей общественной награды России - Золотого Почетного знака “Общественное признание” в номинациях “Наука и образование”, “Государство и общество”, “СМИ и информационных технологий” лучшим ректорам ВУЗов и работникам образования, специалистам по информационным технологиям, видным государственным, научным и общественным деятелям в области образования.

Награждение проводилось председателем правления Национального фонда “Общественное признание” С.А. Абакумовым.

В этот день – 20 мая 2003 года - Кавалерами Почетного знака “Общественное признание” стали:

  1. Председатель Комитета образования Правительства МосквыЛ.П. Кезина - За большой личный вклад в развитие отечественного народного образования, многолетнюю плодотворную деятельность по совершенствованию модернизации учебного процесса, внедрение в образовательные программы московских школ современных информационных технологий, воспитание высококвалифицированных кадров, замечательных педагогов и организаторов народного образования в г. Москве, активную общественно-просветительскую работу и гражданскую позицию.
  2. Председатель Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Е. Шудегов - За большой личный вклад в развитие российского образования и науки, углубление диалога и взаимодействия законодательных органов власти с общественными гражданскими институтами, плодотворную законотворческую и общественно-просветительскую деятельность, активную гражданскую позицию.
  3. Ректор Казахстанско-Российского университета З.М. Мулдахметов - За большой личный вклад в становление и создание единого образовательного пространства, укрепление сотрудничества и дружбы между народами Казахстана и Российской Федерации, плодотворную научную, педагогическую и общественную деятельность, активную и успешную работу по использованию и развитию современных информационных технологий в системе высшего образования.
  4. Руководитель сборной России по парикмахерскому искусству Д.Г. Кондрашова - За большой личный вклад в создание новой школы косметического и парикмахерского искусства высочайший профессионализм и воспитания целой плеяды талантливых учеников, организацию Российских и Международных конкурсов и фестивалей “Мир красоты” большую благотворительную помощь социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения.
  5. Директор государственного научного центра Российской Федерации – Всероссийского научно-исследовательского института геологических, геофизических систем, Президент РАЕН, ректор международного университета природы, общества и человека “Дубна” О.Л. Кузнецов - За большой личный вклад в развитие отечественной науки и образования, плодотворную деятельность по использованию и созданию современных технологий в области социоэкономики и глобальных геоинформационных систем, активную успешную научно-просветительскую работу на посту Президента РАЕН.
  6. Ректор Государственного университета высшей школы экономики Я.И. Кузьминов - За большой личный вклад в укрепление диалога и сотрудничества государства и гражданского общества, разработку и реализацию перспективной модели современного университета, подготовку высококвалифицированных кадров, плодотворную общественно-просветительской деятельность, активную гражданскую позицию.
  7. Ректор Московского государственного университета им. М.И. Ломоносова В.А Садовничий - За большой личный вклад в развитие отечественного образования и становление институтов гражданского общества в России, многолетнюю и плодотворную научную и педагогическую деятельность, воспитание и подготовку высококвалифицированных специалистов для большинства отраслей народного хозяйства страны, создание крупной научной школы и издание фундаментальных трудов и учебников в области математических исследований, сложных систем, информатики, активную гражданскую позицию.

После церемонии награждения участники и гости Конференции поднялись в Красный зал Президент отеля, где прошел фуршет.

В течение двух дней 20 и 21 мая прошла также работа трех секций.

В работе секции “Проблемы и перспективы использования информационных и телекоммуникационных технологий в общеобразовательной школе, средних специальных и высших учебных заведениях”, проводимой под руководством кандидата педагогических наук Н.В. Шестак, начальника отдела координации научных исследований Современной гуманитарной академии, приняли участие 42 человека. Среди присутствующих были проректора московских ВУЗов, директора учебных центров и филиалов Современной гуманитарной академии, профессора, научные сотрудники, дипломатические работники.

Состав участников секции подтвердил большой интерес к рассматриваемым проблемам, как в России, так и за рубежом. География нашей страны была представлена специалистами из Москвы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Ямало-ненецкого АО, Нижнего Тагила, Ельца и др. Активно участвовали в ней и профессионалы из Китая, Перу, Беларуси, Украины.

Всего на секции было сделано 14 докладов. В них были подняты проблемы:

  • организации дистанционного обучения в малобюджетных учебных заведениях, не имеющих достаточной материальной и технической базы для выхода в Интернет и создания учебно-методического обеспечения;
  • недостаточной дидактической обоснованности применения информационных технологий в школе, отсутствия методической поддержки программного обеспечения учебного процесса, несоответствие программных продуктов учебным планам;
  • технологии образовательных ресурсов (ТОР);
  • разработки учебно-методического обеспечения для дополнительного образования;
  • повышения эффективности обучения в условиях дополнительного образования.

Очень интересный доклад на тему “Современное дистанционное обучение в Китае” сделала советник образования посольства КНР в России г-жа Пэй Юйфан. Она рассказала о становлении дополнительного образования в Китае начиная с 6о-х годов. На сегодняшний день дистанционное обучение организовано через китайскую компьютерную сеть просвещения, охватывающую 169 городов, 900 образовательных учреждений.

Доклад атташе по науке и культуре республики Перу г-на Уго Лоарте был посвящен проекту развития школьного дополнительного образования в бедных районах страны.

В результате дискуссии было решено:

  1. Обратить внимание на дальнейшую работу по разработке правовых вопросов в области организации дополнительного образования в России.
  2. Поднять вопрос об утверждении правового статуса распределенного университета.
  3. Поднять вопрос значимости методического обеспечения и сопровождения учебных программных продуктов.
  4. Обратить внимание на необходимость переподготовки профессорско-преподавательского состава.

Работа секций “Проблемы и перспективы использования информационных и телекоммуникационных технологий обучения различных групп населения. Роль гражданских институтов в обеспечении информационной открытости общества” и “Достижения и разработки в области программного обеспечения и технического оснащения образовательного процесса” была совмещена и прошла под руководством В.Д. Черепанова, декана факультета образования инвалидов и факультета обучения лиц, находящихся в пенитенциарных заведениях. Сопредседателем секций был В.Т. Волов, директор Самарского филиала Современной гуманитарной академии.

В работе этих секций приняли участие более 100 человек, на них прозвучали девятнадцать докладов. Были заслушаны сообщения не только россиян и коллег из ближнего зарубежья, но и доклады профессора Магды Ковач из Венгрии и Моше Фудима из Израиля.

В работе секции можно обозначить две наиболее интересные и значимые проблемы. Первая – разработка принципиально новых учебных продуктов, позволяющих внедрять и развивать дистанционные методы в образовании, оптимизировать работу самых различных служб и структур управления образованием в стране и организации учебного процесса в учебных заведениях. Вторая – применение информационных и телекоммуникационных технологий обучения в экстремальных условиях, это: образование инвалидов, обучение людей, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы, образование для тех, кто находится в труднодоступных местах, например в районах Крайнего Севера, несет службу в удаленных гарнизонах и на кораблях и т.п.

Более половины докладов были сделаны с использованием специализированной демонстрационной техники. Это стало убедительной демонстрацией внедрения в образование информационных и телекоммуникационных технологий.

Во второй день работы конференции 21 мая на заключительном заседании была озвучена резолюция конференции. В ней говорилось следующее: “Современное общество становится обществом глобальной информатизации. Все большее количество рабочих мест открывается в этой области. Экономический прогресс государств и благополучие граждан во многом связаны с эффективным использованием информационных технологий.

Необходимо отметить возросшую роль институтов Гражданского общества - общественных и правительственных организаций, деловых кругов и предпринимательских объединений, электронных и печатных СМИ в повышении информационной открытости общества, в развитии отечественного образования с использованием новейших информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечении права на свободный доступ ко всем видам образования и информатизации всех социальных групп и отдельных граждан.

Новые научные технологии активно входят в практику обучения, реализуемую образовательными учреждениями различного вида. Сегодня мы еще далеки от полного понимания того, насколько революционны те изменения, которые нас ожидают, и в продвижении которых мы принимаем участие, однако, мы уже связаны с этой техникой и технологиями, за которыми стоит будущее образования.

Следует подчеркнуть, что за год, прошедший после конференции ИТТО-2002, в области использования информационно-телекоммуникационных образовательных технологий произошли существенные изменения. Прежде всего, это касается законодательной области. Принят соответствующий закон, утверждена методика дистанционного обучения, наметились изменения в области регламентации использования компьютеров и видео-дисплейных терминалов санитарными нормами и правилами, предприняты первые шаги к адаптации критериев лицензирования и аккредитации к вузам, реализующим в полном объеме информационные технологии обучения.

Однако, развитие информационных технологий и дистанционного обучения, по-прежнему сдерживает неразработанность законодательной и нормативной базы, психолого-педагогическая непроработанность узловых проблем дидактики, основанной на новых технологиях, отставание в подготовке педагогических кадров, готовых к использованию информационных технологий, недостаточное количество современных баз знаний, неразвитость информационных сетей.

Участники конференции обращаются к органам законодательной и исполнительной власти, к руководителям учебных заведений, и профессорско-преподавательскому составу со следующими предложениями:

  1. Способствовать созданию условий, стимулирующих развитие конкуренции между вузами за качество образования. С этой целью необходимо законодательно утвердить возможность реализации образовательных программ высшего образования, дающих разное качество образования. Стандарт высшего образования должен определять нижние границы, соблюдение которых дает право относить получаемое образование к высшему. Только в условиях признания разного качества образования, может развиться конкуренция между вузами в пространстве “стоимость – качество образования”. Отсутствие такой конкуренции не дает информации и права выбора потребителям образовательных услуг, тормозит развитие Российской системы высшего образования, приводит к неэффективному расходованию средств, выделяемых на образование государством и его гражданами.
  2. Обсудить вопрос о статусе диплома о высшем образовании. В настоящее время все признают, что разные вузы дают разное качество образования, но все выдают один и тот же диплом государственного образца. Единый диплом вводит в заблуждение законодателя и студента. Один из возможных выходов из данной ситуации – отказаться от государственного диплома. Разные дипломы заставят вузы резко активизировать свою деятельность, так как с престижем диплома будет связано и различное финансовое обеспечение вузов.
  3. Просить Министерство образования Российской Федерации:
  • продолжать работу по экспериментальной проверке правовых и организационно-методических аспектов дистанционного образования, и в том числе начать эксперимент по распределенным ВУЗам;
  • завершить работу по критериям лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих в полном объеме программы дистанционного обучения;
  • продолжать работу с Министерством здравоохранения по разработке требований санитарных правил и норм, регулирующих применение компьютеров в учебном процессе, ориентированных на современные конструкции дисплеев.
  1. Органам законодательной и исполнительной власти приложить все усилия для создания единого образовательного и информационного пространства использования информационно-телекоммуникационных образовательных технологий, особенно на территории стран СНГ и ЕврАзЭС.
  2. Поддержать Тольятинскую и Нижегородскую инициативу по проведению Российского форума в октябре с.г. в Нижнем Новгороде с целью продолжения диалога и взаимодействия гражданских институтов со всеми ветвями власти по актуальным проблемам развития отечественного образования.
  3. Руководителям учебных заведений:
  • считать работу по развитию и внедрению информационно-телекоммуникационных технологий приоритетным направлением учебно-методической деятельности;
  • приложить усилия для разработки информационно-телекоммуникационных технологий образования людей, находящихся в экстремальных природных и социальных условиях жителей отдаленных районов, горных районов, районов военных конфликтов, стихийных бедствий, инвалидов, заключенных и др.;
  • приложить усилия для разработки информационно-телекоммуникационных технологий образования пенсионеров с целью их социальной адаптации к новому жизненному периоду;
  • разработать планы по подготовке и переподготовке преподавателей к работе с информационными технологиями обучения, принять необходимые меры по их реализации в течение 2003-2005 годов; обратить особое внимание на подготовку выпускников педагогических вузов к работе с информационными технологиями.
  1. Учебно-методическим объединениям:
  • при разработке стандартов третьего поколения предусмотреть широкое использование информационно-телекоммуникационных технологий в учебном процессе.
  • проработать проблему авторских прав на литературу и базы знаний, используемых в дистанционном обучении”.

Все участники конференции подтвердили свое согласие с изложенным текстом резолюции. На этом Международная научно-практическая конференция “Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании -2003” закончила свою работу.

 РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной конференции

“Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании – 2003”

(ИТТО-2003)

Москва, 20–21 мая 2003 г.

Современное общество становится обществом глобальной информатизации. Все большее количество рабочих мест открывается в этой области. Экономический прогресс государств и благополучие граждан во многом связаны с эффективным использованием информатизационных технологий.

Необходимо отметить возросшую роль институтов Гражданского общества – общественных и правительственных организаций, деловых кругов и предпринимательских объединений, электронных и печатных СМИ в повышении информационной открытости общества, в развитии отечественного образования с использованием новейших информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечении права на свободный доступ ко всем видам образования и информатизации “всех” социальных групп и отдельных граждан.

Новые научные технологии активно входят в практику обучения, реализуемую образовательными учреждениями различного вида. Сегодня мы еще далеки от полного понимания того, насколько революционны те изменения, которые нас ожидают и в продвижении которых мы принимаем участие, однако мы уже связаны с этой техникой и технологиями, за которыми стоит будущее образования.

Следует подчеркнуть, что за год, прошедший после конференции ИТТО-2002, в области использования информационно-телекоммуникационных образовательных технологий произошли существенные изменения. Прежде всего это касается законодательной области. Принят соответствующий закон, утверждена методика дистанционного обучения, наметились изменения в области регламентации использования компьютеров и видео-дисплейных терминалов санитарными нормами и правилами, предприняты первые шаги к адаптации критериев лицензирования и аккредитации к вузам, реализующим в полном объеме информационные технологии обучения.

Однако, развитие информационных технологий и дистанционного обучения, по-прежнему сдерживает неразработанность законодательной и нормативной базы, психолого-педагогическая непроработанность узловых проблем дидактики, основанной на новых технологиях, отставание в подготовке педагогических кадров, готовых к использованию информационных технологий, недостаточное количество современных баз знаний, неразвитость информационных сетей.

Участники конференции обращаются к органам законодательной и исполнительной власти, к руководителям учебных заведений, и профессорско-преподавательскому составу со следующими предложениями:

1. Способствовать созданию условий, стимулирующих развитие конкуренции между вузами за качество образования. С этой целью необходимо законодательно утвердить возможность реализации образовательных программ высшего образования, дающих разное качество образования. Стандарт высшего образования должен определять нижние границы, соблюдение которых дает право относить получаемое образование к высшему. Только в условиях признания разного качества образования, может развиться конкуренция между вузами в пространстве “стоимость – качество образования”. Отсутствие такой конкуренции не дает информации и права выбора потребителям образовательных услуг, тормозит развитие Российской системы высшего образования, приводит к неэффективному расходованию средств, выделяемых на образование государством и его гражданами.

2. Обсудить вопрос о статусе диплома о высшем образовании. В настоящее время все признают, что разные вузы дают разное качество образования, но все выдают один и тот же диплом государственного образца. Единый диплом вводит в заблуждение законодателя и студента. Один из возможных выходов из данной ситуации – отказаться от государственного диплома. Разные дипломы заставят вузы резко активизировать свою деятельность, так как с престижем диплома будет связано и различное финансовое обеспечение вузов.

3. Просить Министерство образования:

– продолжать работу по экспериментальной проверке правовых и организационно-методических аспектов дистанционного образования, и в том числе начать эксперимент по распределенным ВУЗам;

– завершить работу по критериям лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих в полном объеме программы дистанционного обучения;

– продолжать работу с Министерством здравоохранения по разработке требований санитарных правил и норм, регулирующих применение компьютеров в учебном процессе, ориентированных на современные конструкции дисплеев.

4. Органам законодательной и исполнительной власти приложить все усилия для создания единого образовательного и информационного пространства использования информационно-телекоммуникационных образовательных технологий, особенно на территории стран СНГ и ЕврАзЭС.

5. Поддержать Тольятинскую и Нижегородскую инициативу по проведению Российского форума в октябре с.г. в Нижнем Новгороде с целью продолжения диалога и взаимодействия гражданских институтов со всеми ветвями власти по актуальным проблемам развития отечественного образования.

6. Руководителям учебных заведений:

– считать работу по развитию и внедрению информационно-телекоммуникационных технологий приоритетным направлением учебно-методической деятельности;

– приложить усилия для разработки информационно-телекомму-никационных технологий образования людей, находящихся в экстремальных природных и социальных условиях – жителей отдаленных районов, горных районов, районов военных конфликтов, стихийных бедствий, инвалидов, заключенных и др.;

– приложить усилия для разработки информационно-телекомму-никационных технологий образования пенсионеров с целью их социальной адаптации к новому жизненному периоду;

– разработать планы по подготовке и переподготовке преподавателей к работе с информационными технологиями обучения, принять необходимые меры по их реализации в течение 2003-2005 годов; обратить особое внимание на подготовку выпускников педагогических вузов к работе с информационными технологиями.

7. Учебно-методическим объединениям:

– при разработке стандартов третьего поколения предусмотреть широкое использование информационно-телекоммуникационных технологий в учебном процессе.

– проработать проблему авторских прав на литературу и базы знаний, используемых в дистанционном обучении.

 
 
 

Rambler's Top100

URL: http://www.conf.muh.ru | webmaster: webmaster@muh.ru
Copyright © 2004—2018, СГА